Способы контроля топлива

Учет расхода топлива по пробегу и данных о норморасходе.

Контроль расхода топлива ведется на основе данных о пробеге ТС, подсчитанном системой GPS мониторинга, а также информации о норморасходе топлива транспортным средством, введенным оператором или взятым из справочника. При этом возможно учитывать загрузку ТС на разных участках пути, различные надбавочные коэффициенты (зимний, условия эксплуатации, дорожное покрытие и пр.). При подключении датчика моточасов возможен также автоматический учет расхода топлива при стоянках ТС с работающим двигателем или специальным оборудованием.

Учет по норморасходу - это самый дешевый способ контроля, он не требует покупки дополнительного оборудования, но чтобы по нему получить достаточно точный результат, пользователю необходимо учесть множество коэффициентов. Также данный способ, не контролирует фактов слива и заправок топлива (место и количество), о сливах можно узнать только косвенно, сравнив расчеты норморасхода и реальных отчетных документов водителя.

Достоинства:

Недостатки:

Подключение к штатному датчику

Это достаточно экономичный вариант, не требующий установки дополнительного оборудования. Обычно штатные датчики уровня топлива бывают поплавкового типа. Штатный поплавковый датчик топлива имеет малую точность, на его показания оказывает влияние характер движения автомобиля (разгон, торможение, подъем в гору), показания необходимо математически обрабатывать и усреднять, что также вносит погрешность. Конечная погрешность полученного результата может составлять до 20%, а иногда и более.

Достоинства

Недостатки

Вариант 3. Подключение к CAN-шине транспортного средства.

CAN-шина используется в автомобилях для взаимодействия бортового компьютера и «интеллектуальных» датчиков, исполнительных механизмов, диагностического оборудования. Многие европейские производители грузовиков и автобусов (MAN, Scania, Mercedes Benz, Volvo, DAF) поддерживают стандарт J1939 CAN FMS, в соответствии с которым наиболее важные параметры функционирования транспортного средства передаются по CAN-шине в едином формате. Точность определения уровня топлива в баке и его расхода в данном случае зависит напрямую от точности установленных в транспортное средство штатных датчиков.

Достоинства

Недостатки

Вариант 4. Подключение дополнительных датчиков топлива.

Дополнительные датчики топлива, монтируемые на транспортное средство, имеют высокую точность - порядка 1-3%. Различают датчики уровня топлива - ДУТ (измеряют текущий уровень топлива в баке), и датчики расхода топлива - ДРТ (измеряют общий объем топлива, прошедшего по топливной системе за время эксплуатации автомобиля).

Емкостный датчик уровня топлива
Наиболее распространенным типом датчиков уровня топлива являются емкостные датчики (бывают также ультразвуковые и т.п.). Принцип действия емкостных датчиков уровня топлива основан на изменении электрической емкости между двумя цилиндрическими пластинами при изменении уровня жидкости, в которую они помещены. Обычно ДУТ способны измерять уровень любых не проводящих ток жидкостей, поэтому они могут быть использованы как на бензиновых, так и на дизельных ТС. Установка емкостных ДУТ требует сверления отверстия в топливном баке (см. рисунок). Длина датчика должна быть не меньше высоты бака, в который он будет установлен. Если длина датчика превышает высоту бака, датчик обрезается до необходимой высоты. Однако, в некоторых моделях датчиков запрещается проводить обрезку более, чем на 30% от исходной длины, поэтому нужно быть внимательными при оформлении заказа на конкретную модификацию (исходную длину) датчика. Цена емкостных ДУТ порядка 4-7 т.руб.

Процесс монтажа емкостных датчиков уровня топлива включает следующие основные этапы:

  1. Сверление отверстия в баке (рекомендуется устанавливать датчик как можно ближе к геометрическому центру бака).
  2. Измерение высоты бака в месте монтажа и соответствующее ей обрезание датчика.
  3. Установка и крепление датчика.
  4. Подключение датчика к электропитанию и терминалу.
  5. Калибровка датчика и тарировка бака.

Достоинства
- высокая точность;
- контроль заправок и слива топлива напрямую из бака;
- высокая надежность т.к. нет движущихся деталей;

Недостатки
- не контролируют постепенный слив топлива водителями через врезание в канал подачи или возврата топлива;
- сложность монтажа и сложность калибровки (тарирования) датчика.

Ультразвуковой датчик уровня топлива
УЗ ДУТ (ультразвуковые датчики уровня топлива) – используют эффект отражения ультразвуковой волны от границы раздела двух сред воздух-жидкость. Таким образом, измеряя время прохождения сигнала, можно получить текущий уровень жидкости в баке. Ультразвуковые датчики не требуют вмешательства в конструкцию топливного бака (его сверления), их установка проще, но несколько дольше по времени, чем установка емкостных ДУТ (требуется процесс приклеивания датчика к дну бака).
Несомненным преимуществом УЗ ДУТ является возможность измерения уровня самых различных жидкостей в т.ч. и токопроводящих (в отличии от емкостных ДУТ). Однако стоимость УЗ ДУТ обычно выше, чем емкостных (порядка 8-15 тыс. руб.).
Использование УЗ ДУТ рекомендуется в случаях, когда применение емкостных ДУТ невозможно: нельзя сверлить бак т.к. автомобиль на гарантии или требуется измерение уровня токопроводящих жидкостей.

Достоинства

Недостатки


Датчик расхода топлива
Датчики расхода топлива (их также называют проточные датчики) имеют электромеханический принцип действия. Топливо, протекающее через камеру ДРТ, приводит в движение крыльчатку, вращение которой в свою очередь преобразуется в электрические импульсы. ДРТ подключается к счетному входу терминала, а подсчитанное количество импульсов в программном обеспечении преобразуется к количеству израсходованных литров топлива. Однако, не все топливо, поступившее из бака к двигателю расходуется, некоторая его часть по обратному каналу возвращается в бак. Для правильного подсчета израсходованного топлива необходимо учитывать этот факт.

Возможны следующие варианты:

Использование двух ДРТ (1ый вариант) требует их точного подбора и согласования (число импульсов на 1 литр у них должно совпадать). В дифференциальном датчике данная задача решена изначально, к тому же обычно стоимость одного дифференциального датчика ниже, чем 2 обычных. Реализация третьего варианта на некоторых автомобилях может привести к падению мощности двигателя и увеличению расхода топлива. В любом случае, подбор датчиков расхода топлива и их монтаж на транспортное средство должен осуществлять специалист, хорошо знакомый с устройством и особенностями топливной системы конкретной модели автомобиля.

Цены на ДРТ достаточно высоки (порядка 15 т.р.). При выборе ДРТ необходимо учитывать также их вандалостойкость (защиту от вскрытия, защиту от "намотки" показаний с помощью магнитов и т.п.)

Достоинства

Недостатки